Четверг, 28.03.2024, 23:05
Сайт - портфолио
Бугаевой Ольги Алексеевны
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Последние новости
[23.09.2022]
23 сентября в Воробьевской СОШ прошла благотворительная акция "Белый цветок"! (0)
[08.12.2021]
XXI Международная научно-практическая конференция «Цифровое образование: в поисках смысла» (0)
[29.11.2021]
Мастер-класс (0)
[12.03.2021]
ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ (0)
[20.02.2019]
Ура! Победа! (0)
Мои Мастер-классы
  • Он-лайн мастер класс 3D моделирование в среде SketchUp как средство развития функциональной грамотности обучающихся
  • Интерактивный плакат-это просто
  • Создаем стендовый доклад
  • Тренинг "Интерактивный плакат в "Power Point"
  • Дальтон технология
  • Технология модерации
  • Электронные учебник и дневник в перевернутом классе
  • Новые публикации
    [26.01.2022][Мои статьи]
    MINDMAPS КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ГЕНЕРИРОВАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ ИДЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (0)
    [30.11.2021][Мои статьи]
    Актуальность использования трейлеров в обучении информатике (0)
    [30.11.2021][Мои статьи]
    Использование ONENOTE CLASS NOTE BOOK или «Книги для занятий» в проектном обучении школьников (0)
    [04.03.2016][Мои статьи]
    РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЛАКАТОВ В ПОВЫШЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. (0)
    [10.05.2013][Мои статьи]
    Сетевое взаимодействие педагога – одна из ступней модернизации образования. (1)
     ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

    ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Статус документа

    Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную по-следовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внут-рипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, не-обходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

    Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собст-венный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательно-сти изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и спосо-бов деятельности, развития и социализации учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой ини-циативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

    Структура документа

    Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержа-ние с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последо-вательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.

    Общая характеристика учебного предмета

    Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информаци-онных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

    Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строит-ся на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информаци-онные основы управления.

    Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использова-ния средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпуск-ников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последова-тельность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

    Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к техно-логической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображе-ния и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

    После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискрет-ном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динами-ческие таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно вы-сокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

    Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основ-ной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

    Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

    Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но пе-реносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

    В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

    Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать инфор-мацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои дейст-вия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

    Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интег-рированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практиче-ской компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) мо-жет быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предме-тами.

    В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практи-кума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средства-ми базовых ИКТ.

    Цели

      Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
    • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, инфор-мационных процессах, системах, технологиях и моделях;
    • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьюте-ра и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организо-вывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей сред-ствами ИКТ;
    • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических ас-пектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
    • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освое-нии профессий, востребованных на рынке труда.

    Место предмета в учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Фе-дерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных тех-нологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных ча-сов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных ча-са в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объ-еме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.

    Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образо-вательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначальное знаком-ство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Окружающий мир» и «Технология» начальной школы). Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности. Не допускается деление предмета на два («Информатику» и «Информационные технологии») при заполнении журналов и аттестационных документов.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направле-нии приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: оп-ределение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; ком-бинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация дея-тельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

    Результаты обучения

    Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью со-ответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятель-ности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

    Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваива-ется и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

    Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельно-сти, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практическо-го использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информа-ции. Применять средства информационных технологий для решения задач.

    В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

    Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

    Основное содержание (105 час)

    Информация и информационные процессы (4 час)

    Информация. Информационные объекты различных видов. 
    Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. 
    Роль информации в жизни людей. 
    Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества инфор-мации. 

      Практические работы:
    1. Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объек-там и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и уст-ройств звукозаписи.

    Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 час)

    Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода ин-формации, оперативная и долговременная память). 
    Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Опера-ционные системы, их функции. Загрузка компьютера. 
    Данные и программы. Файлы и файловая система. 
    Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский ин-терфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). 

      Практические работы:
    1. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, вклю-чение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о харак-теристиках компьютера, выключение компьютера.
    2. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной сис-темы).
    3. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соот-ветствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, ор-ганизация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

    Обработка текстовой информации (14 час)

    Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, ра-бота с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. 
    Проверка правописания. 
    Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). 
    Параметры шрифта, параметры абзаца. 
    Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. 
    Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. 
    Гипертекст. Создание закладок и ссылок. 
    Запись и выделение изменений. 
    Распознавание текста. 
    Компьютерные словари и системы перевода текстов. 
    Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. 

      Практические работы:
    1. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десяти-пальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
    2. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиа-турного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
    3. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
    4. Вставка в документ формул.
    5. Создание и форматирование списков.
    6. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
    7. Создание гипертекстового документа.
    8. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
    9. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
    Практикум: работа I

    Обработка графической информации (4 час)

    Растровая и векторная графика. 
    Интерфейс графических редакторов. 
    Рисунки и фотографии. 
    Форматы графических файлов. 

      Практические работы:
    1. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
    2. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: вы-деление, объединение. Геометрические преобразования.
    3. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
    4. Сканирование графических изображений.
    Практикум: работа II

    Мультимедийные технологии (8 час)

    Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. 
    Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. 
    Технические приемы записи звуковой и видео информации. 
    Использование простых анимационных графических объектов. 

      Практические работы:
    1. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
    2. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
    3. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фото-аппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
    4. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
    5. Обработка материала, монтаж информационного объекта.
    Практикум: работа III, работа IV

    Обработка числовой информации (6 час)

    Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). 
    Типы данных: числа, формулы, текст. 
    Абсолютные и относительные ссылки. 
    Встроенные функции. 

      Практические работы:
    1. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
    2. Создание и обработка таблиц.
    3. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функ-ций в электронных таблицах.
    4. Построение диаграмм и графиков.
    Практикум: работа V

    Представление информации (6 час)

    Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. 
    Компьютерное представление текстовой информации. 
    Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). 
    Кодирование звуковой информации. 
    Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное пред-ставление числовой информации. 

      Практические работы:
    1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
    2. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и пере-кодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
    3. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графиче-ском редакторе.
    4. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

    Алгоритмы и исполнители (19 час)

    Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность авто-матизации деятельности человека. 
    Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). 
    Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подза-дачи, вспомогательный алгоритм. 
    Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. 
    Языки программирования, их классификация. 
    Правила представления данных. 
    Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. 
    Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. 
    Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. 

      Практические работы:
    1. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
    2. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
    3. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
    4. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
    5. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
    6. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи ис-пользования логических операций.
    Практикум: работа VI

    Формализация и моделирование (8 час)

    Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. 
    Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. 
    Таблица как средство моделирования. 
    Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. 

      Практические работы:
    1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
    2. Построение генеалогического дерева семьи.
    3. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
    4. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
    5. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
    6. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
    Практикум: работа VII

    Хранение информации (4 час)

    Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. 
    Ввод и редактирование записей. 
    Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. 
    Поиск, удаление и сортировка данных. 

      Практические работы:
    1. Поиск записей в готовой базе данных.
    2. Сортировка записей в готовой базе данных.
    Практикум: работа VIII

    Коммуникационные технологии (12 час)

    Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и де-кодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локаль-ные и глобальные компьютерные сети. 
    Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые ар-хивы, интерактивное общение. 
    Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. 
    Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютер-ных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные ката-логи; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование. 

      Практические работы:
    1. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
    2. Путешествие по Всемирной паутине.
    3. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
    4. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
    5. Загрузка файла из файлового архива.
    6. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
    7. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из гло-бальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
    8. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включаю-щей графические объекты с использованием шаблонов.
    Практикум: работа IX

    Информационные технологии в обществе (4 час)

    Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. 
    Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. 
    Этика и право при создании и использовании информации. 
    Информационная безопасность. 
    Правовая охрана информационных ресурсов. 
    Основные этапы развития средств информационных технологий. 

      Практические работы:
    1. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости инфор-мационных продуктов и услуг связи.
    2. Защита информации от компьютерных вирусов.
    3. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой програм-мы.
    Практикум: работа X
    Copyright MyCorp © 2024
    Внеурочные курсы
  • ЕГЭ математика
  • Мир 3D: SketchUp
  • Компас 3D
  • ОГЭ математика
  • Робототехника
  • ОГЭ информатика
  • Друзья сайта
  • Сайт Воробьевской СОШ
  • Сайт Воробьевского РОНО
  • Бугаева Ольга
  • ЭОР
  • ВОИПКиПРО
  • Республика Феникс
  • ПРОшколу
  • Бугаева Ольга Алексеевна
  • Осенние каникулы с INTEL
  • Курс 3D моделирования
  • Пресса для учителя
  • Информатика в школе
  • Учительская газета
  • Журнал Информатика
  • Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 33
    Конструктор сайтов - uCoz