Современное общество требует
от выпускников не только большой запас знаний самых разнообразных наук, но и
качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально
строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном мире. А потому и современное образование должно строиться на
формировании навыков саморазвития и самообразования, сотрудничества,
творческого и критического мышления, самостоятельности и ответственности. Все
это требует внедрения новых педагогических технологий, лежащих в плоскости
личностно ориентированного образования, для которых характерно сотрудничество
участников образовательной деятельности, диалог, деятельностный и творческий характер,
сотворчество учителя и ребенка. Но организовать учебный процесс с максимальной эффективностью в современной
школе можно лишь с помощью современных ЭОР.
В настоящее время много
создано современных образовательных ресурсов, много размещено на различных
сайтах. Учитель же в своей работе не
может ограничиваться лишь теми ЭОРами, которые можно найти на бескрайних
просторах Internet. Ведь каждый из нас
преподносит один и тот же материал по-разному, у каждого есть своя педагогическая
изюминка. И потому учителю нужны инструменты для создания собственных ресурсов,
пусть и самых простых.
Решить эту проблему мне помогают социальные сервисы Web 2.0,
которые позволяют поставить в центр учебного процесса взаимодействие
обучающихся между собой и учителями на основе инструментов социального
программного обеспечения. Расскажу о некоторых сервисах, используемых мной для
подготовки различных групп ЭОР.
Самые простые ЭОР —
текстографические. Их можно создавать с
использованием Онлайн офиса. Это
сервисы для мгновенного создания интерактивных публикаций в Интернете, позволяющих учителю создавать интерактивный
электронный документ для чтения с компьютера. Я пользуюсь сервисами Calaméo, DinkyPage, Penolo, Docme . В документах я могу перелистывать
страницы, отмечать интересные места, увеличивать масштаб изображения... в
журналах, брошюрах, презентациях.
Использование
возможностей Google Docs помогает мне обогатить
урок, разнообразить виды учебной деятельности. Прежде всего, это
работа с текстовыми документами
(форматирование и редактирование текста). В Google Docs я работаю и с
презентациями: импортирую презентации, созданные в PowerPoint или OpenOffice,
создаю новые презентации с нуля только средствами самого web-сервиса, который
позволяет не только загрузить почти любой известный формат, но также и
выгрузить уже готовую презентацию. Google презентации использую на уроках
обобщения, для рефлексии, для выполнения домашнего задания и т.д. Электронные
таблицы в Google Docs могут редактировать несколько учеников одновременно. При
этом каждый ученик может видеть изменения, которые вносятся другими. Это очень
удобно для быстрого сбора какой-либо информации. Выполнение проверочных
заданий, когда каждый ученик выполняет задание на своем именном листе, не
требует сбора выполненных заданий, все работы учеников находятся в одной книге.
Отмечу, что Google Docs – это достаточно простой сервис, в нем нет каких-то
продвинутых возможностей или множества эффектов, зато он понятный и надежный – ничего
лишнего, что очень удобно в совместном использовании документов с учениками,
предоставив им права доступа на свой документ.
Google Form
является составной частью Google Docs. Полагаю, что каждый из нас
найдет интересным опробовать его в своей педагогической деятельности. Я
использую Google Form для создания тестов и анкет. Автоматически
формируемая сводная таблица позволяет сделать быструю проверку и диагностику
усвоения материала, что помогает проводить коррекционную работу
прямо на уроке или давать дополнительные задания учащимся по вопросам, с
которыми они не справились при написании теста.
Документы создаваемые
пользователем, сохраняются на специальном сервере Google, или могут быть
экспортированы в файл. Это одно из ключевых преимуществ программы, так как
доступ к введённым данным может осуществляться с любого компьютера,
подключенного к интернету, но при этом доступ защищён паролем.
Социальные закладки использую для формирования тематических ссылок на учебные материалы,
для формирования специальных учебных заданий по поиску и накоплению ссылок по
теме задания, для анализа и обобщения
информации по ссылкам. Мне удобно работать на таких сервисах как БобрДобр,
"МоёМесто", Яндекс.Закладки.
Другой уровень ЭОР — это
ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Для
подготовки таких ЭОР я использую скринкасты и интеллект-карты.
Скринкастинг
– это быстро развивающееся явление в Интернете, оно создало огромное количество
информационных продуктов, направленных на обучение людей через Интернет. Я
нашла для себя немало плюсов в скринкастах:
·
– это
инструкция для ученика, который плохо читает и не может вспомнить, о чём
говорилось в начале этого длинного предложения в тексте. Эту «инструкцию» можно
остановить в любое время, перемотать, прослушать и просмотреть несколько раз (с
учителем ведь так не поступишь!);
·
– это шанс для
болеющих учеников не отстать от класса, находясь на больничном;
·
– это
самообразование, и т.д.
Скринкастинг практически
безграничен, его возможности очень широки. Сам процесс создания скринкаста –
это своего рода написание картины, творческий процесс, который намного
интереснее простого стучания по клавишам. Ученик тоже больше заинтересован получить
визуализированную и озвученную информацию, это лучше, чем читать голый текст. Я
успешно использую следующие жанры скринкастов:
·
Руководство. Скринкаст,
демонстрирующий работу приложений программ или сервиса.
·
Наглядное пособие. Это скринкаст, демонстрирующий последовательность действий
пользователя приложения, ведущих к достижению определенного эффекта.
·
Анимированная доска преподавателя. Это наглядное средство, транслирующееся
одновременно нескольким учащимся.
·
Скринкаст-видео. Этот
жанр представляет собой сочетание видеофрагментов и последовательностей
скриншотов с экрана компьютера.
Видео снимаю как без звука,
так и с ним. Положение и размеры снимаемого участка регулируются. Главное -
скринкаст должен быть информационно насыщенным и полезным. Для создания скринкастов
пользуюсь сервисами: Screencast-O-Matic, AviScreen Classic, CamStudio .
Интеллект-карты –
это еще один инструмент для создания ЭОР. Карты представляют собой мощный
визуальный метод, дающий универсальный ключ к раскрытию интеллектуального
потенциала каждого человека вне зависимости от возраста. Словом, с помощью
интеллект-карт можно представлять что угодно в разложенном «по полочкам» виде.
Использование карт ума позволяет
моим ученикам:
·
развивать способность
быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного;
·
лучше охватывать происходящее, более четкое планирование – не от логики, а
от важности;
·
лучше фокусироваться
на материале (новый способ должен
запаковать материал в ключевые слова и картинки, выстроить связи, ассоциации;
·
креативить и творить
– это самая сильная сторона ум-карт.
В карты ума я
добавляю развернутые описания к каждой записи, рисунки, импортирую различные медиафайлы. Я использую
карты на уроках изучения нового
материала, на уроках обобщения, в разработке проектов, для самостоятельной
работы учащихся. Ученикам рекомендую следующие сервисы для создания карт Comapping , MindMeister ,
Spinscape, Mindomo.
С помощью WEB 2.0 педагоги и
школьники могут эффективно реализовать себя как в социальном, так и в образовательном
пространстве.
Список используемых источников
1.
Андреев А. А Методические
подходы к обучению с помощью веб 2.0. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slideshare.net/PROelearning/2-12-20
2.
Для чего нам
нужна карта ума. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pro444.ru/uspeh/karta-uma.html
Патаракин
Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 -М.: НП «Современные
технологии в образовании и культуре», 2009.
|