Самоанализ
педагогической деятельности
учителя информатики и математики
Бугаевой Ольги Алексеевны
Я, Бугаева Ольга Алексеевна, 04.07.1961 г.р., работаю учителем с 1984 года, в настоящее время веду уроки информатики и математики. Имею высшее образование, высшую квалификационную категорию (приказ № 49-К от 19.02 от 2008 ГУО).
Педагогический стаж - 28 лет. Образование высшее. В 1984 г. окончила Воронежский государственный педагогический институт по специальности учитель математики и физики. С 1986 года веду уроки информатики.
В 2012-2013 учебном году преподаю предметы «Информатика и ИКТ» в 5-11-х классах и «Математика» в 11-х классах.
В 5-7-х классах предмет «Информатика и ИКТ» изучется в рамках регионального компонента. Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5, 6, 7 классов составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» (Л.Л. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011-93 с.). Учебники «Информатика и ИКТ», 5 класс (автор Л.Л. Босова), «Информатика и ИКТ», 6 класс (автор Л.Л. Босова), «Информатика и ИКТ», 7 класс (автор Л.Л. Босова). В соответствии с учебным планом МКОУ «Воробьевская СОШ» на 2012-2013 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 5-7х классах выделено 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год.
В соответствии с Базисным учебным планом
изучение предмета «Информатика и ИКТ» осуществляется в 8-м классе в объеме 35 учебных часов и в 9-м
классе в объеме 70 часов (Программа:
составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений:
Информатика. 2-11 классы». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
В соответствии с новым региональным базисным учебным планом в 10-11 классах предмет «Информатика и ИКТ» изучается на базовом уровне в оборонно-спортивном и социально-гуманитарном профилях. Объем учебной нагрузки составляет 1 час в неделю в объеме 35 часов. (Программа: Угринович Н.Д. Программа по информатике и ИКТ на базовом уровне (10 – 11 класс). Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы / Сост.: М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584с.) Учебники: «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»; «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».
При изучении предмета используются цифровые образовательные ресурсы, проводятся компьютерные практикумы. Программное обеспечение всех тем курса информатики и ИКТ является стандартным и ориентировано на программные продукты фирмы Microsoft: операционная система Windows ХР, среда программирования Turbo Pascal; программы, входящие в пакет лицензионных программ, программы СПО.
Рабочая программа по математике для 11 классов составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень), программы по алгебре и началам математического анализа 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича, программы по геометрии (базовый уровень) авторов Л.С.Атанасян и др.Учебники А. Г. Мордкович Алгебра и начала анализа 10–11 классы.Учебник - М.: Мнемозина2011г.; и А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчиская Алгебра и начала анализа 10–11 классы. Задачник – М: Мнемозина 2011г.; Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Геометрия в 10-11 класс. М., 2011. При изучении математики используются рабочие тетради, цифровые образовательные ресурсы, видео-уроки, тесты.
Уровень теоретических знаний
Систематически повышаю квалификацию через прохождение курсовой подготовки в ВОИПКиПРО и других образовательных учреждениях:
·
2008 г.- ВОИПКиПРО , «Повышение
квалификации учителей математики»
·
2008г.-
ГОУ высшего профессионального образования «Воронежский институт
инновационных технологий», повышение квалификации по
проблеме «Подготовка специалистов по организации мониторинга образовательным
учреждением в рамках КПМО
·
2008г. учебный центр Microsoft «Академия
учителей» при ВОИПКиПРО , «Партнерство в образовании»(тьютор)
·
2009г.
– ВОИПКиПРО «Повышение квалификациипедагогических работников по проблеме «Школьная компьютерная бригадакак
фрма проектной деятельности учащихся»
·
2009г. - Intel Education Обучение для
будущего, «Проектная деятельность в информационной образовательной с реде XXI века» в качестве тьютора
·
2009г. - ВОИПКиПРО , «Повышение квалификации
по проблеме «Теория и методика преподавания информатики и ИКТ в начальных
классах»
·
2009г. - ВОИПКиПРО, «Повышение квалификации
по проблеме «Организация проектной
деятельности»(тьюторы)
·
2009г. - НОУДПО «ИнститутАйТи», «Установка и
администрирование пакета свободного программного обеспечения»
·
2010г. – ВОИПКиПРО, «Повышение квалификации
по проблеме «Сетевые педагогические сообщества как формапрфессионального
развития.Использование ИКТ в работе учителя –предметника»
·
2010г. - ВОИПКиПРО, «Повышение квалификации
по проблеме «Организация проектной
деятельности»(тьюторы)
·
2011г. - НОУДПО «ИнститутАйТи»,
«Использование ЭОРв процессе обучения в основной школе по информатике»
·
2012г. - ГБОУ ДПО(ПК) ВОИПКиПРО, «Введение
федеральных государственных образовательных стандартов основного общего
образования»
Большое внимание уделяю и самообразованию: систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своим предметам. Зарегистрирована на многих образовательных сайтах, принимаю активное участие в работе сетевых педагогических сообществ (Открытый класс, Intel Education Galaxy, Электронные образовательные ресурсы, СоцОраз, Центр современных образовательных технологий, Интерника, ПРОшколу и др.); дистанционных мастер-классах ("Предметные компетентности в стандарте второго поколения", «Организация учебной деятельности в логике новых стандартов», «Родительское собрание», «Как научить ребенка понимать и принимать другого как значимого и ценного» и т. д.); тренингах ("Социальные сервисы WEB 2.0 в профессиональной деятельности педагога", «Метод проектов», «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач педагога» и др.); вебинарах, интернет- конференциях («Стандарты нового поколения:реализация компетентностного подхода наразных уровнях образования», "ИКТ в образовании: территория партнерства", «Организация сетевого взаимодействия: опыт и перспективы», «ЭОР сегодня: актуальные вопросы», "Социальные сервисы WEB2.0 в образовании: опыт, проблемы,перспективы"). Регулярно знакомлюсь с новми документами на сайтах МО РФ, КПМО, стараюсь быть в курсе всех последних событий в образовании.
Теоретические профессиональные знания помогают мне свободно ориентироваться в современных педагогических концепциях, информационно-коммуникационных технологиях, осознанно реализовывать современные образовательные задачи, целенаправленно работать над повышением качества личностных достижений учащихся и учебно-воспитательного процесса в целом. Владею личностно-ориентированной технологией обучения, применяю на практике элементы педагогики сотрудничества, инновационные методы и приемы, учитывая личностные качества детей, их возрастные и индивидуальные особенности.
Профессионализм
Цель современного образования – не только усвоение обучающимся определенной
суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика; формирование опыта самостоятельной
деятельности и личной ответственности.
В соответствии с этой целью разработала свою методическую систему учителя.
Тема методической системы: воспитание творчески развитой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, информационном мире. Цель: Создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.
Для достижения цели решаю следующие задачи:
·
Развитие у ребёнка естественной потребности
познания окружающего мира
·
Формирование системного диалектического мышления
·
Формирование навыков самостоятельного поиска и
получения нужной информации
·
Формирование навыков работы с информацией
·
Формирование собственного культурного
самосознания, отношения к миру, другим культурам
·
Создание ситуации успеха для повышения
внутренней мотивации к обучению
Мои педагогические принципы:
§ Принцип научности;
§ Принцип прочности усвоения знаний;
§ Принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;
§ Принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со-авторство;
§ Принцип индивидуализации;
§ Педагогический гуманизм;
§ Принцип персонификации, предполагающий адекватное включение во взаимодействие личного опыта.
Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:
· информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
· коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
· социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
· предметную (способность применять полученные знания на практике).
Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило «идеальности», правило обратной связи, правило индивидуальности.
Использование проектной технологии, создает условия для формирования и развития внутренней мотивации учащихся; повышает мыслительную активность учащихся и помогает приобрести навыки логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; улучшает речевое развитие учащихся и совершенствует коммуникативные компетенции в целом; развивает индивидуальные особенности учащихся и их самостоятельность.
О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:
· победы и призовые места обучающихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах;
· публикации творческих работ учащихся на сайте школы, сайтах сетевых сообществ и проектов;
· высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;
· успешная социализация моих выпускников.
Моя методическая система направлена на формирование целостной картины универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых и предметных компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Работа с родителями. Создание учителем
условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Моя воспитательная система направлена на создание
благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика,
максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование
мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому
труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной
социализации выпускника в современном
обществе.
Цель воспитательной системы - формирование гармонически развитой личности, готовой к самоопределению своего места в жизни, к саморазвитию, к самосовершенствованию, к самоактуализации.
Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяют каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом со сверстниками; поддерживать других; оценивать себя и окружающих. На сайте класса и школы http://vrbsh.ucoz.ru/ с учениками ведем обсуждение проектов, оцениваем их, делимся своими находками.
Я эффективно работаю над формированием ученического коллектива как постоянного, так и сменного состава; осуществляю руководство творческими группами учащихся, что обеспечивает положительную возможность раскрытия и реализации интеллектуального и творческого потенциала ребёнка, обеспечивает успешное продвижение ученика по индивидуальному образовательному маршруту. Ребята активно участвуют во всех школьных, муниципальных и региональных коллективных мероприятиях (например: проект «История нашей школы», «Школьные компьютерные бригады», «Новогодний калейдоскоп» и т. д.)
Формирую у учащихся здоровый образ жизни, осознанное отношение к своему здоровью как духовно-нравственной ценности, Провожу уроки, тематические беседы, организую творческие проекты о здоровом образе жизни (устный журнал «Я выбираю здоровый образ жизни», тренинг "Жить здорово, или Главные заповеди здорового образа жизни", веб-квест для подростков "Как уберечь себя от вреда наркотиков", «Уроки безопасности»). Учебный процесс организую в соответствии с санитарными нормами и правилами, развиваю двигательную активность учащихся, чередую различные виды деятельности (4-7 видов за урок), провожу «физкультминутки», рационально использует время на различных этапах урока. Домашнее задание не превышает объёма классной работы и носит дифференцированный характер.
Уделяю большое внимание защите прав и интересов обучающихся, безопасной работе школьников в сети Интернет; провожу работу по предупреждению доступа обучающихся к Интернет-ресурсам экстремистского характера, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования, причиняющим вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних. Регулярно проводим в школе «День π», Всемирный день безопасного Интернета.
Мои ученики – активные участники дистанционного обучения, сетевых олимпиад, фестивалей, конкурсов, проектов, сетевых игр, (олимпиада по программированию на http://compilers.infoznaika.ru/, олимпиада Ломоносова, веб-квест для подростков «Как современному молодому поколению добиться успехов в жизни.").
Осуществляя постоянную связь с родителями обучающих, строю отношения с ними на принципах гуманизации, сотрудничества. В работе с родителями использую различные формы, такие как родительские университеты, индивидуальные и тематические консультации, тренинги, родительские часы, родительские собрания. Сайт класса, школы позволяет родителям быть всегда в курсе всех событий в классе и школе, своевременно узнавать обо всех готовящихся мероприятиях, принимать участие в различных опросах, становиться полноправными постоянными читателями.
Одной из главных задач моей педагогической деятельности является планирование и осуществление контроля за качеством знаний, умений, навыков и компетентностей, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Мною учитываются возрастные особенности обучающегося, уровень его развития и образовательных достижений, проводится педагогическая диагностика, позволяющая определить уровень сформированности предметных компетенций по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, диагностика уровня воспитанности гимназиста, ведется карта мониторинга уровня сформированности социально-мотивационных компетентностей учащихся. Пропусков занятий без уважительных причин у воспитанников нет.
Таким образом, позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, помогает каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, готовит к профессиональной карьере.
Личностное развитие интеллектуальных возможностей
учащихся
В предаттестационный период я вела элективные курсы «Избранные вопросы математики», «Программирование на языке Pascal», «"Технология работы с
контрольно-измерительными материалами", "Тайны квадратных уравнений", « В мире иррациональности » и курсы в рамках дополнительного образования «Введение в компьютерную графику и анимацию», «Flash анимация и интернет технологии», «Основы видеомонтажа», призванные решать следующие задачи:
ü расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;
ü актуализация имеющихся у учащихся знаний об окружающем мире и их практическое применение;
ü обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике ;
ü развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.
ü создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред.
Результатом проведенной работы стали достижения обучающихся по информатике и математике. Учащиеся активно разрабатывают учебные проекты, с которыми выступают на конференциях, а также являлись участниками всевозможных конкурсов: фестиваля детского и молодежного компьютерного творчества KidSoft-2011; Всероссийского игры-конкурса «Инфознайка»; Всероссийского конкурса «Поколоение Next 2012», ежегодного творческого конкурс мультимедийных проектов "Цифровой мир», Всероссийского конкурса-игры по математике «Кенгуру» и др., а также олимпиад по информатике и математике.
Таким образом, результативность учебной и внеурочной деятельности учащихся достаточна высокая и имеет положительную динамику.
Участие в научно-методической работе
Я являюсь руководителем РМО учителей информатики, членом муниципальной аттестационной комиссии, вхожу с состав муниципальной предметной комиссии по подготовке и проверке олимпиадных работ на муниципальном этапе по информатике.
На
учебной площадке Воронежского регионального учебного центра
проекта Microsoft «Академия учителей» при ВОИПКиПРО проводила курсы для учителей школьного округа.
На портале Intel Education Обучение для будущего руководила работой
группы учителей на курсах «Проектная
деятельность в информационной образовательной среде XXI века» в качестве тьютора. Работаю администратором
школьного сайта, администратором электронного
журнала на портале http://dnevnik.ru/.
Одной из важнейших задач для себя я поставила внедрение ФГОС; продолжать работу по созданию новых ЦОР и ЭОР; систематически использовать новые педагогические технологии в своей работе; повышать свой профессиональный уровень, продолжать сотрудничество с ВОИПКиПРО.