Сетевое
взаимодействие педагога – одна из ступней модернизации образования.
В стремительно развивающемся обществе
требования к педагогу постоянно возрастают. Обучающимся требуются учителя,
которые могут отвечать их
требованиям и могут подготовить их к достижению успеха. Учителю XXI века необходимо обладать следующими
качествами:
·
работа
в команде;
·
использование
ИКТ;
·
наставничество
(форма сотрудничества);
·
новые
формы оценивания.
Чтобы шагать
в ногу со временем, современный учитель
должен постоянно самосовершенствоваться. Для этого сейчас существует много разных
возможностей и каждый выбирает для себя наиболее приемлемые. Учитывая
возрастающую занятость учителя и быстрое развитие информационных технологий, всё большую популярность
приобретает сетевое взаимодействие. Сетевое взаимодействие – система взаимообусловленных действий педагогов,
позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на
профессиональное развитие, где поведение каждого из участников выступает
одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Модели сетевого
взаимодействия разнообразны. Основываясь на собственном опыте, попытаюсь
охарактеризовать некоторые из них. Модель
"Учитель - ученик": учитель организует сетевое
взаимодействие с одним или несколькими обучающимися, не предполагающее
взаимодействия обучающихся друг с другом. Всем наверняка известны различные
средства организации сетевого взаимодействия учителя и обучающихся – это
ставшие популярными в последнее время блоги и сайты педагогов, ICQ и
Skype, старая добрая электронная почта. С помощью этих средств я общаюсь
со своими обучающимися, предлагаю им учебные задания, обсуждаю различные
вопросы и проблемы. Организация сетевой учебной деятельности
школьников помогает мне решить ряд важных задач:
·
организовать
дополнительную работу с обучающимися, стремящимися получить дополнительные
знания по предмету или слабоуспевающими;
·
организовать
учебную деятельность детей, часто отсутствующих на уроках (дети со слабым
здоровьем) и одаренных детей (участвующие в творческих школах, конкурсах, олимпиадах);
·
развивать
познавательную активность школьников, используя их интерес к современным ИКТ;
·
формировать
у школьников компетентности, умения качества XXI века.
Модель
"Ученик-ученик": учитель
организует сетевую деятельность нескольких обучающихся, предполагающую их
взаимодействие друг с другом.
В идеале эта модель предполагает организующую и направляющую роль учителя и
коллективную деятельность обучающихся, направленную на достижение общего
результата, в ходе которой они взаимодействуют между собой. Строго
говоря, примеров идеальной модели сетевого взаимодействия такого типа совсем не
много. Действительно, непосредственное "живое" взаимодействие школьников
более эффективно, чем сетевое. А в условиях стандартной классно-урочной
системы учитель не всегда находит время и на "живое" взаимодействие,
не говоря уже о сетевом. Я использую эту модель сетевого
взаимодействия школьников в различных дистанционных мероприятиях
(проектах, конкурсах, олимпиадах). Зачастую это обсуждение результатов работы
участников или примеры сетевой деятельности, в ходе которой каждый участник
(или команда) вносит свой вклад в общий результат, но при этом не
взаимодействует с другими. Обусловлено это, чаще всего, конкурсным характером
подобных мероприятий и следовательно,
сложностью оценивания результатов сетевого взаимодействия.
В то же время известно, что современные
школьники самостоятельно и успешно организуют сетевое взаимодействие друг с
другом в различных социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники,..). Правда, чаще
всего это взаимодействие не имеет отношения к образовательной деятельности.
Отличным вариантом эффективной организации сетевого взаимодействия считаю
проектную деятельность, одним из условий которой является совместная коллективная
работа по достижению общего результата.
Модель "Учитель-учитель": педагоги
продуктивно взаимодействуют друг с другом, используя различные сетевые
средства. Взаимодействие педагогов организуется по разным
направлениям:
•
организация
информационно-методической поддержки педагогов с использованием
различных Интернет - технологий. Это позволяет организовать общение педагогов,
в ходе которого открыто и квалифицированно решаются многие профессиональные
вопросы, при интерактивном общении идет интенсивный обмен педагогическими
находками;
•
создание
хранилища учебно-методических материалов. Данное направление
методической работы позволяет систематизировать информацию о педагогическом
опыте в разных направлениях, обеспечивает открытый доступ к полезным ресурсам
сети Интернет;
•
личные блоги
и электронные портфолио педагогов – относительно молодой компонент. На
создание блогов педагогов подвигли различные конкурсы, в рамках федеральных
сетевых сообществ. Это направление считается очень перспективным.
Дистанционные курсы
повышения квалификации, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские.
Такая форма обучения имеет много положительных моментов:
§
обучение идёт без отрыва от работы, семьи;
§
учиться можно в удобное время суток и день недели (ночь, выходной день);
§
повышаешь квалификацию не только в области своего предмета, но и в области
применения ИКТ.
Участие в сетевых,
дистанционных конкурсах и фестивалях в независимости от результата даёт
возможность учителю опубликовать собственные методические разработки. Кроме
того, по условиям большинства конкурсов работы участников комментируются,
проходят профессиональную и общественную экспертизу, при этом сам учитель
принимает активное участие в такой работе. В ходе мероприятий педагог также
знакомится с опытом коллег, сравнивая свою работу с другими, выявляя пробелы в
работе или наоборот, отмечает своё преимущество, делает выводы. Несомненно,
такое взаимодействие помогает педагогу повысить своё профессиональное
мастерство, и, что не менее важно, позволяет самоутвердиться. Я участвовала во многих мероприятиях
такого плана:
·
конференции (Всероссийская научно-практическая
конференция «Стандарты нового поколения: реализация компетентностного подхода на
разных уровнях образования»;
интернет-конференция "ИКТ в образовании: территория
партнерства"; интернет-конференция
«Организация сетевого взаимодействия: опыт и перспективы»; интернет-конференция
«ЭОР сегодня: актуальные вопросы»; интернет-конференция «Социальные сервисы
WEB2.0 в образовании: опыт, проблемы, перспективы.»; научно-практическая конференция «Информатизация учебного процесса и
управления образованием. Сетевые и интернет-технологии» и т.д.);
·
мастер-классы («Организация учебной деятельности в логике новых
стандартов», "Предметные компетентности в стандарте второго
поколения", "Текст, текст, текст...", « Родительское собрание» и
т. д.);
·
тренинги
("Социальные сервисы WEB 2.0 в профессиональной деятельности
педагога", «Элементы»
(Intel® Teach Elements), «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач
педагога-психолога» и т. д.);
·
курсы (Котенок с улицы Лизюкова приглашает:
"Приходите к нам учиться!", курс Intel «Методы оценивания в классе XXI века», курс Intel «Методы сотрудничества в классе XXI века» и т. д.).
Участие в этих мероприятиях оставило у меня самые позитивные впечатления. Я
не только получила новые необходимые в работе навыки и умения, но и общение с
коллегами. Полагаю, что в будущем количество педагогов, выбирающих
дистанционные формы повышения квалификации, значительно увеличится.
Сетевые сообщества
педагогов можно найти на многих образовательных порталах: Открытый класс, Сеть
творческих учителей и т.д. Каждый учитель может найти для себя самое интересное
по содержанию и самое приемлемое по форме работы сообщество. Если такового не найдётся,
можно самому создать нужное сообщество. Работа в сообществах может быть самой
разнообразной: это и конкурсы для учителей и учеников, это и семинары, и
конференции, и мастер-классы, и консультационные линии. Став членом
образовательного портала, сообщества каждый учитель может создать свою
персональную страницу, разместив на ней самую разнообразную информацию,
загрузить файлы от плана-конспекта урока до собственного портфолио. Так же
может стать экспертом. Работать экспертом не просто, но очень интересно. Среди сетевых сообществ, участников
которых я являюсь хотелось бы выделить следующие:
Активному
участию педагогов в работе различных педагогических сообществ способствуют
следующие факторы:
·
Наличие
удобных и разнообразных инструментов для организации личного пространства;
·
Постоянные
нововведения, подогревающие интерес к активностям сети;
·
Использование
не самостоятельно разработанных, но популярных удобных сервисов;
·
Наличие
инструментов и сетевого пространства для самовыражения без страха быть
осмеянным и непринятым;
·
Учет
психологических, возрастных, социальных предпочтений потребителей;
·
Использование
интересов пользователей для проблематизации и постановки актуальных для
заказчика задач;
·
Поощрения,
стимулирование, публичное признание достижений наиболее активных участников;
·
Толерантное,
креативное, реактивное моделирование и руководство сообществами.
Таким образом, работа в виртуальных
педагогических объединениях обусловлена самим процессом внедрения новых
информационных технологий в систему образования. Педагогические сообщества
актуальны, имеют практическую направленность, здесь педагоги чувствуют себя
успешными, получают положительные переживания и видят результат своего труда.
Сайт учителя сегодня
является наиболее удобным инструментом для представления любых продуктов
деятельности. Персональный сайт – это ещё одна форма сетевого взаимодействия и презентация
собственных достижений и достижений учеников, и площадка для публикации
собственного опыта, и возможность общения с коллегами. Считаю, что наличие
персонального сайта у учителя – это показатель высокого уровня развития
современного педагога. Но ведение сайта - это и ответственность. Материалы
сайта должны быть интересными пользователям, востребованными. Их нужно постоянно
обновлять, добавлять новые. Мною создан и поддерживается сайт http://bugaevaoa.ucoz.ru/.Взаимодействие
с коллегами в сети, позволяет мне:
§ Найти единомышленников и
расширить круг своего общения.
§
Получить возможность представить свой педагогический опыт широкой
аудитории.
§
Узнать мнение своих коллег-профессионалов, а также получить бесплатные
консультации советы и рекомендации.
§
Выступить в роли эксперта и прокомментировать работы коллег.
§
Обсудить злободневные проблемы методики преподавания предмета, школы, образования
в целом
§
Познакомиться с опытом коллег и в дальнейшем использовать предложенные ими
идеи в своей работе.
§
Планировать свое время и принимать участие в работе сетевых сообществ когда
это удобно.
§
Повысить свою самооценку и получить
отличный стимул для творчества и профессионального развития.
§
Освоить самые современные сетевые сервисы и в дальнейшем использовать их
возможности.
§ Приобрести навыки дистанционной работы.
§ Получить сертификат участника и
пополнить свое портфолио.
Все это помогает мне
шагать в ногу со временем.
Обобщая изложенное
выше, можно сказать, что сетевое взаимодействие, какую бы форму не выбрал
педагог, позволяет расширить возможности для повышения профессиональной
компетентности учителя и развития его творческих способностей.
Модель "Учитель-родитель": педагог взаимодействует с родителями, используя
различные сетевые средства.
Понимая,
необходимость организации неформального взаимодействия с родителями в рамках
единого пространства развития ребенка, педагогам необходимо отказаться от
привычного монолога с родителями в пользу диалога. Сегодня
практически каждое образовательное учреждение пытается наладить более тесный
контакт с родителями обучающихся. В связи с загруженностью, у многих родителей
возникают проблемы с посещением родительских собраний, открытых мероприятий,
поэтому использование в работе с родителями только традиционных форм становится
не эффективным. В то же время можно отметить и стойкое желание большинства
родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах,
общаться с педагогами, со специалистами. Поэтому, организация сетевого
взаимодействия с родителями является одной из современных, неформальных форм
работы, показывающая качественные результаты и вызывающая в последнее время
заслуженный интерес и у педагогов образовательных учреждений и у родителей обучающихся.
В своей работе использую следующие формы сетевого взаимодействия с родителями:
·
On-line-тренинги;
·
Скайп
– консультации;
·
Сетевые
проекты;
·
On-line анкетирование;
·
Переписка
с родителями;
·
Квесты;
·
Сетевые
родительские собрания.
При организации такой формы общения, учитываю,
что положительный опыт в процессе сетевого общения представляют не только
педагоги, но и родители – «на равных», поскольку родители очень часто обладают
богатейшим, очень полезным опытом воспитания и развития детей.
Особое место в
сетевом взаимодействии учителя и родителя занимает электронный дневник. Так в
нашей школе с 01.01.2011 началось экспериментальное внедрение электронного
дневника в образовательный процесс, посредством школьной социальной сети
Дневник ру. В электронном дневнике родитель может найти информацию об
успеваемости ребенка, расписании его уроков, о домашнем задании, посещаемости
или опозданиях. Кроме того, доступ к программе дает возможность общения с
учителями школы. Обращение родителя к электронному журналу вообще можно
сравнивать с полноценным посещением родительского собрания.
Чем активнее
каждый педагог будет работать в сети, чем быстрее он станет «сетевым учителем»,
тем дальше мы продвинемся по пути создания единого педагогического
информационно-коммуникативного пространства. Это самая реальная точка роста модернизируемого общества России на
современном этапе.
|