MINDMAPS КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ГЕНЕРИРОВАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ ИДЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Бугаева О.А.
МКОУ «Воробьевская СОШ»
oabugaeva@yandex.ru
Текущий век – это век интеллекта и информации, инноваций и технологий. В современное общество прочно вошло сознание того, что интеллект – это залог успеха, удачной карьеры и признания. Именно развитие воображения и творческих способностей в XXI веке выходит на первый план. Успешными становятся люди, способные генерировать свежие идеи. Стало понятно, что в современном мире, со всех сторон окружающем человека сплошным потоком информации, умение работать с информацией является одним из главных навыков, позволяющих существенно облегчить процессы образования. Нужен новый инструмент, отвечающий современным запросам к широте информационного охвата, быстроте ее обработки, объединению данных различных форматов. Чем концентрированнее поток информации, тем активнее работает мозг. Чем активнее работает мозг, тем больше шансов сгенерировать что-то интересное. Помочь структурировать информацию, представив её в виде стройной системы с помощью схем, и призваны MindMaps.
MindMaps – инструмент, позволяющий быстро и просто структурировать любые потоки информации. Существует множество вариантов перевода термина MindMaps (англ.). Вот список самых распространённых вариантов: ментальные карты, интеллект-карты, карты ума, карты мыслей, карты мозга, концепт-карты, карты знаний, карты памяти, ассоциативные карты.
Технология может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. Важное преимущество ментальных карт – они помогают организовывать мысли максимально лаконично и визуально.
В основу концепции карт положена теория американского педагога-психолога Дэвида Осубела о представлении новых идей через уже имеющиеся идеи и понятия. Продолжил развитие профессор Джозеф Новак, разработавший правила создания концепт-карт. Более широкое распространение теория получила благодаря британскому психологу, автору методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума» Тони Бьюзену, в 1974 году опубликовавшему книгу «Работай головой» с описанием метода ментальных карт MindMaps, послужившей основой для разработки десятков компьютерных программ. Эта технология стала объектом изучения отечественных исследователей только в последнее десятилетие. Они преимущественно излагают идеи названных выше авторов и интерпретируют в новых условиях их практическое применение.
Я познакомилась с ментальными картами в начале двухтысячных годов. Это были карты в бумажном формате по устройству компьютера. А 10 лет назад с появлением электронных приложений они получили уже более широкое применение в моей педагогической практике. Ментальные карты для меня сегодня являются лучшим инструментом для структурирования и обработки учебного материала. Они помогают собрать и упорядочить все материалы по определённой теме на одной информационной панели: можно окинуть всё одним взглядом и сконцентрировать внимание на важных деталях. Внедрение ментальных карт в образовательный процесс позволяет не только сделать обучение интереснее, но и существенно сократить время на запоминание информации и разработку проектов.
Карты можно составлять на бумаге или в мобильных приложениях. Я предпочитаю второй вариант, позволяющий более оперативно вносить изменения и коррективы. В основном я работаю с приложением Xmind. Приложение бесплатное. Интерфейс удобный и интуитивно понятный. Для создания карты или диаграммы достаточно пары нажатий на клавиши. В карту можно добавлять границы, изменить отношения между элементами, вставлять ссылки, изображения, аудио- и другие файлы, маркеры, ярлыки, вписывать текстовые пометки.
Алгоритм построения ментальных карт состоит из трёх этапов:
- Мозговой штурм - поиск базовой темы (ключевого слова) в зависимости от цели майндмэпа. Обычно располагается в центре карты или сверху.
- Наполнение - выделение ключевых тем (ветвей) второго уровня.
- Конкретизация - уточнение тем второго уровня с помощью рисунков, символов и коротких описаний.
Построение метальных карт основывается на трёх принципах, по которым работает наше мышление: ассоциации, иерархия, визуальное представление. Ментальные карты таят в себе огромные возможности, раскрыть которые возможно только создавая их с учетом некоторых правил. Я рекомендую своим обучающимся 9 таких правил.
- Выберите ключевое слово или центральный образ, символически выразите вашу тему.
- Определитесь с основными идеями и в виде подразделов сформируйте структуру ментальной карты. Задать творческий импульс помогут вопросы: «Что?», «Где?», «Кто?», «Как?», «Какой?», «Когда?».
- Добавьте дополнительные ветви. Должно быть от 5 до 9 подтем, изображённых в виде ветвей. Их важность подчеркните толщиной линий.
- Выразите идеи через образы. Обязательно используйте пиктограммы, рисунки, картинки, символы. Это позволит добиться максимального визуального воздействия и сделает увлекательным сам процесс.
- Поиграйте словами. Желательно использовать одно ключевое слово на каждую ветвь. Слова запоминаются гораздо проще, чем фразы.
- Создайте собственные цветовые коды. Обязательно используйте несколько (не менее трех) цветов. Соотносите конкретные цвета с вашими основными идеями.
- Обозначьте взаимосвязи, используя ветви и стрелки. Соединяющие ветви могут принимать привлекательную форму кривых, петель, цепочек. Стрелки тоже могут быть разными по размеру, форме, объемности.
- Придайте форму, сгруппируйте информацию при помощи границ. Ветви желательно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Особенно полезны они при создании сложных карт, охватывающих разные темы с разными уровнями информации.
- Помните о пустом пространстве между элементами карты. Оптимальный объём пустого пространства вокруг каждого элемента карты придаёт ясность и структуру, позволяет легче запомнить информацию.
Выполненные по всем правилам ментальные карты обладают следующими свойствами: наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность (можно дополнить информацию), творчество, возможность пересмотра. Целесообразно возвращение в старшей школе к ментальным картам, построенным в основной школе. Обращение к картам через некоторое время способствует усвоению картины в целом, её лучшему запоминанию и стимулирует новые идеи и мысли, а также появление новой точки зрения на информацию.
Ментальные карты сегодня широко используются в различных сферах жизни, также их использование результативно в учебном процессе на разных этапах уроков: изучение нового материала, его закрепление, обобщение и систематизация. При изучении нового, обучающиеся создают свою ментальную карту или слушают объяснение учителя с опорой на ментальную карту. На этапе рефлексии восстанавливают ментальную карту или размещают на карте элементы, являющиеся примером содержания карты. На этапе обобщения и систематизации устанавливают взаимосвязь между понятиями, объединив их на одной схеме. Полезно их использовать как демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении. Создание совместных ментальных карт на занятиях в интерактивной форме – ещё один возможный способ их применения в процессе обучения. Совместная работа над картой усиливает интерес к рассматриваемой теме, способствует созданию эмоционального настроя в группе, иногда дает повод для дискуссии.
Ментальные карты также используются в различных формах обучения: подготовка доклада, реферата, научно-исследовательской работы, проекта, презентации, выступления, аннотации, конспекта, и др. Ментальная карта является идеальным решением для проверки знаний обучающихся и играет роль помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ. При использовании образов— ассоциаций. на повторение тратится меньше времени, поскольку воспроизведение материала становится более осознанным и осмысленным, так как ученики превращаются в активных создателей собственного знания. Крупноблочный метод закрепления знаний позволяет в системе вести работу в интерактивном режиме по подготовке к ГИА и ЕГЭ, а также организовывать продуктивную индивидуальную и групповую подготовку к экзаменам.
Собственный опыт работы в условиях пандемии в связи с COVID-19 позволяет сделать заключение, что метод ментальных карт оптимально интегрируется не только с традиционной системой обучения, но и с дистанционным форматом обучения.
Эффективность применения ментальных карт в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей. Учитывая свой многолетний опыт работы с ментальными картами, можно сказать, что они созвучны идеям ФГОС, отвечают современным запросам обучающихся, соответствуют их возрастным особенностям развития, повышают мотивацию и активизируют их деятельность. Ментальные карты развивают предметные компетенции, креативное и критическое мышление, память, внимание, интеллект, познавательную активность и делают процесс обучения занимательнее и плодотворнее.
Список литературы
- Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. – М.: Росмэн-Пресс, 2007. – 96 с.
- Мюллер, Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей / Х. Мюллер. – М.: Омега-Л, 2007. – 126 с.
|