Четверг, 28.11.2024, 01:19
Сайт - портфолио
Бугаевой Ольги Алексеевны
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Последние новости
[23.09.2022]
23 сентября в Воробьевской СОШ прошла благотворительная акция "Белый цветок"! (0)
[08.12.2021]
XXI Международная научно-практическая конференция «Цифровое образование: в поисках смысла» (0)
[29.11.2021]
Мастер-класс (0)
[12.03.2021]
ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ (0)
[20.02.2019]
Ура! Победа! (0)
Мои Мастер-классы
  • Он-лайн мастер класс 3D моделирование в среде SketchUp как средство развития функциональной грамотности обучающихся
  • Интерактивный плакат-это просто
  • Создаем стендовый доклад
  • Тренинг "Интерактивный плакат в "Power Point"
  • Дальтон технология
  • Технология модерации
  • Электронные учебник и дневник в перевернутом классе
  • Категории раздела
    Мои статьи [10]
    информатика [0]
    Математика [0]
    Воспитательная работа [4]
    Методика [0]
    Новые публикации
    [26.01.2022][Мои статьи]
    MINDMAPS КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ГЕНЕРИРОВАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ ИДЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (0)
    [30.11.2021][Мои статьи]
    Актуальность использования трейлеров в обучении информатике (0)
    [30.11.2021][Мои статьи]
    Использование ONENOTE CLASS NOTE BOOK или «Книги для занятий» в проектном обучении школьников (0)
    [04.03.2016][Мои статьи]
    РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЛАКАТОВ В ПОВЫШЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. (0)
    [10.05.2013][Мои статьи]
    Сетевое взаимодействие педагога – одна из ступней модернизации образования. (1)
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Мои статьи

    MINDMAPS КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ГЕНЕРИРОВАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ ИДЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

    MINDMAPS КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ГЕНЕРИРОВАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ ИДЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

    Бугаева О.А.

    МКОУ «Воробьевская СОШ»

    oabugaeva@yandex.ru

    Текущий век – это век интеллекта и информации, инноваций и технологий. В современное общество прочно вошло сознание того, что интеллект – это залог успеха, удачной карьеры и признания. Именно развитие воображения и творческих способностей в XXI веке выходит на первый план. Успешными становятся люди, способные генерировать свежие идеи.              Стало понятно, что в современном мире, со всех сторон окружающем человека сплошным потоком информации, умение работать с информацией является одним из главных навыков, позволяющих существенно облегчить процессы образования. Нужен новый инструмент, отвечающий   современным запросам к широте информационного охвата, быстроте ее обработки, объединению данных различных форматов. Чем концентрированнее поток информации, тем активнее работает мозг. Чем активнее работает мозг, тем больше шансов сгенерировать что-то интересное. Помочь структурировать информацию, представив её в виде стройной системы с помощью схем, и призваны MindMaps.

    MindMaps – инструмент, позволяющий быстро и просто структурировать любые потоки информации Существует множество вариантов перевода термина MindMaps (англ.).  Вот список самых распространённых вариантов: ментальные карты, интеллект-карты, карты ума, карты мыслей, карты мозга, концепт-карты, карты знаний, карты памяти, ассоциативные карты.

    Технология может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. Важное преимущество ментальных карт – они помогают организовывать мысли максимально лаконично и визуально.

    В основу концепции карт положена теория американского педагога-психолога Дэвида Осубела о представлении новых идей через уже имеющиеся идеи и понятия.  Продолжил развитие профессор Джозеф Новак, разработавший правила создания   концепт-карт.    Более широкое распространение теория получила благодаря британскому психологу, автору методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума» Тони Бьюзену, в 1974 году опубликовавшему книгу «Работай головой» с описанием метода ментальных карт MindMaps, послужившей основой для разработки десятков компьютерных программ. Эта технология стала объектом изучения отечественных исследователей только в последнее десятилетие.  Они преимущественно излагают идеи названных выше авторов и интерпретируют в новых условиях их практическое применение.

    Я познакомилась с ментальными картами в начале двухтысячных годов. Это были   карты в бумажном формате по устройству компьютера.  А 10 лет назад   с появлением электронных приложений они получили   уже более широкое применение в моей педагогической практике. Ментальные карты для меня сегодня являются лучшим инструментом для структурирования и обработки учебного материала.  Они помогают собрать и упорядочить все материалы по определённой теме на одной информационной панели: можно окинуть всё одним взглядом и сконцентрировать внимание на важных деталях. Внедрение ментальных карт в образовательный процесс позволяет не только сделать обучение интереснее, но и существенно сократить время на запоминание информации и разработку проектов. 

    Карты можно составлять на бумаге или в мобильных приложениях. Я предпочитаю второй вариант, позволяющий более оперативно вносить изменения и коррективы. В основном я работаю с приложением Xmind. Приложение бесплатное. Интерфейс удобный и интуитивно понятный. Для создания карты или диаграммы достаточно пары нажатий на клавиши. В карту можно добавлять границы, изменить отношения между элементами, вставлять ссылки, изображения, аудио- и другие файлы, маркеры, ярлыки, вписывать текстовые пометки.

     Алгоритм построения ментальных карт состоит из трёх этапов:

    1. Мозговой штурм - поиск базовой темы (ключевого слова) в зависимости от цели майндмэпа.  Обычно располагается в центре карты или сверху.
    2. Наполнение - выделение ключевых тем (ветвей) второго уровня.
    3. Конкретизация - уточнение тем второго уровня с помощью рисунков, символов и коротких описаний. 

     Построение метальных карт   основывается на трёх принципах, по которым работает наше мышление: ассоциации, иерархия, визуальное представление. Ментальные карты таят в себе огромные возможности, раскрыть которые возможно только создавая их с учетом некоторых правил.  Я рекомендую своим обучающимся    9 таких правил.

    1. Выберите ключевое слово или центральный образ, символически выразите вашу тему.
    2. Определитесь с основными идеями и в виде подразделов сформируйте структуру ментальной карты.  Задать творческий импульс помогут вопросы: «Что?», «Где?», «Кто?», «Как?», «Какой?», «Когда?». 
    3. Добавьте дополнительные ветви.  Должно быть от 5 до 9 подтем, изображённых в виде ветвей. Их важность подчеркните толщиной линий.
    4. Выразите идеи через образы. Обязательно используйте пиктограммы, рисунки, картинки, символы. Это позволит добиться максимального визуального воздействия и сделает увлекательным сам процесс.
    5. Поиграйте словами.  Желательно использовать одно ключевое слово на каждую ветвь.  Слова запоминаются гораздо проще, чем фразы.
    6. Создайте собственные цветовые коды. Обязательно используйте несколько (не менее трех) цветов. Соотносите конкретные цвета с вашими основными идеями.
    7. Обозначьте взаимосвязи, используя ветви и стрелки. Соединяющие ветви могут принимать привлекательную форму кривых, петель, цепочек. Стрелки тоже могут быть разными по размеру, форме, объемности. 
    8. Придайте форму, сгруппируйте информацию при помощи границ. Ветви   желательно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Особенно полезны они при создании сложных карт, охватывающих разные темы с разными уровнями информации.
    9. Помните о пустом пространстве между элементами карты. Оптимальный объём пустого пространства вокруг каждого элемента карты придаёт ясность и структуру, позволяет легче запомнить информацию.

    Выполненные по всем правилам ментальные карты обладают следующими свойствами: наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность (можно дополнить информацию), творчество, возможность пересмотра.  Целесообразно возвращение в старшей школе к ментальным картам, построенным в основной школе. Обращение к картам через некоторое время способствует усвоению картины в целом, её лучшему запоминанию и стимулирует новые идеи и мысли, а также появление новой точки зрения на информацию. 

    Ментальные карты сегодня широко используются в различных сферах жизни, также   их использование результативно в учебном процессе на разных этапах уроков: изучение нового материала, его закрепление, обобщение и систематизация. При изучении нового, обучающиеся создают свою ментальную карту или слушают объяснение учителя с опорой на ментальную карту. На этапе рефлексии восстанавливают ментальную карту или размещают на карте элементы, являющиеся примером содержания карты. На этапе обобщения и систематизации устанавливают взаимосвязь между понятиями, объединив их на одной схеме. Полезно их использовать как демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении. Создание совместных ментальных карт на занятиях в интерактивной форме – ещё один возможный способ их применения в процессе обучения.  Совместная работа над картой усиливает интерес к рассматриваемой теме, способствует созданию эмоционального настроя в группе, иногда дает повод для дискуссии.

    Ментальные карты   также используются в различных формах обучения: подготовка доклада, реферата, научно-исследовательской работы, проекта, презентации, выступления, аннотации, конспекта, и др. Ментальная карта является идеальным решением для проверки знаний обучающихся и играет роль помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ. При использовании образов— ассоциаций. на повторение тратится меньше времени, поскольку воспроизведение материала становится более осознанным и осмысленным, так как ученики превращаются в активных создателей собственного знания. Крупноблочный метод закрепления знаний позволяет в системе вести работу в интерактивном режиме по подготовке к ГИА и ЕГЭ, а также организовывать продуктивную индивидуальную и групповую подготовку к экзаменам.

    Собственный опыт работы в условиях пандемии в связи с COVID-19 позволяет сделать заключение, что метод ментальных карт оптимально интегрируется не только с традиционной системой обучения, но и   с дистанционным форматом обучения.

    Эффективность применения ментальных карт в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей. Учитывая свой многолетний     опыт   работы   с ментальными картами, можно сказать, что они созвучны идеям ФГОС, отвечают современным запросам обучающихся, соответствуют их возрастным особенностям развития, повышают мотивацию и активизируют их деятельность.  Ментальные карты развивают предметные компетенции, креативное и критическое мышление, память, внимание, интеллект, познавательную активность и делают процесс обучения занимательнее и плодотворнее.

    Список литературы

    1. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. – М.: Росмэн-Пресс, 2007. – 96 с.
    2. Мюллер, Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей / Х. Мюллер. – М.: Омега-Л, 2007. – 126 с.
    Категория: Мои статьи | Добавил: образование (26.01.2022)
    Просмотров: 214 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Внеурочные курсы
  • ЕГЭ математика
  • Мир 3D: SketchUp
  • Компас 3D
  • ОГЭ математика
  • Робототехника
  • ОГЭ информатика
  • Друзья сайта
  • Сайт Воробьевской СОШ
  • Сайт Воробьевского РОНО
  • Бугаева Ольга
  • ЭОР
  • ВОИПКиПРО
  • Республика Феникс
  • ПРОшколу
  • Бугаева Ольга Алексеевна
  • Осенние каникулы с INTEL
  • Курс 3D моделирования
  • Пресса для учителя
  • Информатика в школе
  • Учительская газета
  • Журнал Информатика
  • Статистика

    Онлайн всего: 8
    Гостей: 8
    Пользователей: 0
    Сайт
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 33
    Конструктор сайтов - uCoz