РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЛАКАТОВ В ПОВЫШЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «МКОУ Воробьевская СОШ», Воронежская область, Воробьевский район, село Воробьевка oabugaeva@yandex.ru
Ситемно-деятельностный подход в обучении, предлагаемый новыми образовательными стандартами, предполагает реализацию развивающего потенциала образования и требует перехода к новой форме деятельности учителя. А это приводит к поиску новых методов и средств обучения, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания. На сегодняшний день существует множество интерактивных средств, таких как виртуальные миры и лаборатории, конструкторы, тренажеры, симуляторы. В образовательной практике, учителя пользуются готовыми электронными образовательными ресурсами или создают собственные дидактические средства в виде учебных презентаций или flash-анимаций. На мой взгляд, особый интерес представляют наглядно-дидактические пособия нового поколения – интерактивные плакаты. Разные авторы по-разному раскрывают понятие "интерактивный плакат". Б.Д. Затынайченко считает, что интерактивный плакат- это электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса ; а М.В. Тюменцева и О.И. Чикунова определяют его как – презентацию, центральный, основной слайд которой содержит краткую тематическую информацию и средства интерактивного управления, позволяющие переходить к различным фрагментам информации, углубляющим и расширяющим первоначальные сведения, другим слайдам и возвращаться обратно по желанию пользователя. Для себя я определила интерактивный плакат как новое средство представления информации, позволяющее педагогу повысить эффективность учебного процесса, вызвать интерес учащихся к изучению той или иной темы. Основными отличительными особенностями интерактивного плаката считаю:
ü высокая интерактивность – диалог между преподавателем и обучающимся посредством плаката, это ещё один новый метод работы на уроке;
ü простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;
ü богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;
ü групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всем классом (использование на интерактивной доске, демонстрационном экране), так и с каждым отдельным учеником (работа за персональным компьютером, планшетом);
ü учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет учителю конструировать уроки в соответствии со своими задачами.
Интерактивный плакат представляет собой укрупнённую дидактическую единицу (УДЕ), где обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах: первичной передачи, переработки, сжатия, контроля. В отличие от мультимедийного урока интерактивный плакат может быть только многоуровневым и многофункциональным, обеспечивающим, к примеру, как изучение нового материала, так и закрепление, обратную связь и контроль за качеством усвоения полученной информации. Исходя из принципа УДЕ, обучающиеся могут
ü изучать одновременно взаимно обратные действия и операции;
ü сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно;
ü сопоставлять родственные и аналогичные понятия;
ü сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения и т.д.
Структурно интерактивный плакат состоит из плаката первого плана и ряда подчиненных ему сцен. Это может быть похоже на «меню», которое, как правило, представляет собой первый слайд. Это своего рода структура, из которой вырисовываются общие контуры большой темы. И в то же время отдельные компоненты плаката первого уровня позволяют получить начальное представление об общем содержании и смысле большого информационного блока.
Для создания плакатов использую такие продукты, как MS Power Point, SMART Notebook, Adobe Flash и другие. Все они позволяют добавлять и видоизменять элементы плаката, наполнять его необходимым материалом. Но все же, предпочтение отдаю MS Power Point , так как данный продукт является наиболее доступной и знакомой мне и обучающимся программной средой. Кроме указанных выше приложений, использую различные онлайн-сервисы. Например, Prezi, Projeqt, Linoit, SlideRocket и др. Они предоставляют не меньше, а зачастую и больше возможностей, чем программное обеспечение, удобнее в использовании, не требуют наличия определенных технических параметров компьютера, а только лишь подключения к сети интернет и браузера со встроенным flash-плагином. Один из недостатков их в том, что большинство из них – англоязычные, поэтому кроме умения грамотно использовать информационные ресурсы, современному педагогу необходим навык владения иностранными языками. Однако, все чаще появляются и русскоязычные руководства к данным сервисам, ведь множество педагогов уже оценили по достоинству такой способ создания интерактивных средств и готовы поделиться своим опытом с коллегами. Другим, не менее существенным недостатком является работа в on-line, скорость Интернета не всегда достаточно высока.
Свои интерактивные плакаты создаю с учетом не только предметной области, но и возрастных особенностей учеников. При этом учитываю доступность текста для прочтения, использую эргономичные шрифты, создаю простую и удобную навигацию. В ходе разработки интерактивных плакатов обращаю внимание на то как, он должен реагировать на действия пользователя, предоставлять ему тот или другой фрагмент информации: графической, текстовой, звуковой. Для усиления интерактивности использую различные технологические приёмы, такие как «Яблочко на тарелочке», «Копилка», «Шторка», «Волшебная труба», и т. д. В моем арсенале более 20 технологических приемов. Большинство из них я позаимствовала на сайте «Дидактор» у Аствацатурова Георгия Осиповича. Работа приемов строится в основном на триггерах. Но не могу оставить без внимания и гиперссылки, гиперссылки по наведению мыши. Своим опытом создания таких плакатов поделился Максим Сименихин в своем курсе «Нестандартные презентации».
Полезными и интересными считаю адреса:
1. http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php
2. http://edu-media.igrade.ru/catalog/4/history/ -каталог плакатов по различным предметам
3. http://shkolainfo-rnd.ru/c-interactive.html -Школа ИНФО
4. http://www.edu54.ru/node/239999 Интерактивный плакат средствами Microsoft PowerPoint (создание и использование)
5. http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/ - Технология конструирования интерактивного плаката
6. http://seninvg07.narod.ru/plakat.htm-плакаты по физике и математике
7. https://sites.google.com/site/treningijplakat/ тренинг по созданию плакатов
Опираясь на свой опыт использования интерактивных плакатов выделю ряд их преимуществ:
ü повышается интерес учащихся к обучению, т.к. информация с экрана воспринимается учениками лучше;
ü обучающий эффект усиливается, т.к. используются различные мультимедийные элементы: анимация, видео, карты, звук;
ü более рационально организована работа учителя;
ü эстетика и структура урока изменяется;
ü обучающиеся могут работать в индивидуальном графике и ритме (возможность использования нескольких ПК и планшетных компьютеров).
Но в тоже время не могу не сказать о недостатках:
ü есть готовые интерактивные плакаты, но они не всегда удобны в применении конкретным педагогом;
ü изготовление интерактивного плаката самостоятельно очень затратно по времени, которого, увы, всегда не хватает;
ü не все школы имеют достаточную материально-техническую базу для создания и применения такого ресурса, как интерактивный плакат.
Использование интерактивного плаката, как мультимедийного образовательного ресурса, позволяет мне, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, как при индивидуальной, так и при фронтальной работе, а с другой стороны, позволяет ему самому активно участвовать в этом генезисе.
Использование на уроках интерактивных плакатов позволило мне повысить познавательную активность учеников, эффективность восприятия ими изучаемого материала и качество усвоения материала. По крайней мере, такой урок запомнится детям лучше обычного. В скором будущем интерактивные плакаты заменят и вытеснят обычные линейные презентации.
Литература:
1. Жаренов, А.В. Применение интерактивных плакатов в предметной деятельности педагога / А.В.Жаренов // X Масловские чтения: сборник научных статей. – Мурманск: МГГУ, 2012
2. Затынайченко, Б.Д. Использование интерактивного плаката как средства тематического погружения в мультимедийную среду обучения / Б.Д.Затынайченко//
http://gigschool09.narod.ru/opyt/opyt_zat/oz1.html
3. Тюменцева, М.В. О структуре интерактивного плаката / М.В.Тюменцева, О.И.Чикунова // http://www.rae.ru/forum2011/95/143.
4. Интерактивный плакат [/ http://wiki.iteach.ru/index.php/Интерактивный_плакат.
5. Софронова Н. В. Особенности и основы разработки цифровых образовательных ресурсов // Материалы конференции "Электронные ресурсы в непрерывном образовании" - Ростов-на-Дону, 2013
|