Компетентность - это круг
вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом (В.
Краевский и А. Хуторской).
Компетенция – возможность установления
связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания для решения проблемы
(С. Шишов, В. Кальней).
Руководствуясь теорией доктора педагогических наук Хуторского
А.В. о ключевых компетенциях,
формируемых в школе, выделю следующие: учебно-познавательные,
информационно-коммуникационные, коммуникативные, социальные. Информационно-коммуникационная
компетентность (ИКК) является одной из самых востребованных компетентностей
современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении
различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета
и др.
ИКК можно рассматривать как
комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию,
анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и
проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере
индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств
ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная
компетентность носит надпредметный,
общеучебный, общеинтеллектуальный характер.
ИКК можно определить как
способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с
использованием информационных и коммуникационных технологий.
Формирование
ИКК в школе проходит три уровня развития:
-
пропедевтический уровень (понимание, владение основными понятиями);
- базовый
уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу);
- профильный
уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо
продемонстрировать нестандартное решение).
Информатика
как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе
формирования ИКК, так как компетентности, формируемые на уроках информатики,
могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного
информационного пространства знаний учащихся.
Информатика
как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:
во-первых, наличием специальных
технических средств, в первую очередь — персонального компьютера для каждого
ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;
во-вторых, компьютерный класс, в
котором проводятся уроки, организован особенным образом:
o каждый ученик имеет, с
одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим
ресурсам;
o ответы у доски
практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются
ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей);
в-третьих, именно на уроках
информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного,
личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы
педагогом;
в-четвёртых, предмет информатика
отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная
«романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики
благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности
целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода.
Эти особенности позволяют учителю использовать
различные методы и приемы на своих уроках для формирования ИКК. Рассмотрим
некоторые из них.
Мультимедийные ресурсы прочно вошли в школьную жизнь. Презентация и видеоурок могут иметь различные формы,
применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же
предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать мультимедийные ресурсы при проведении
лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы,
тестирования. Презентация и видеоурок позволяют отказаться от многих видов
наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как
управление ресурсом сводится к простому нажатию на клавишу мыши. По ходу урока
поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные
вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания организуется
обсуждение поставленного вопроса и подводятся его итоги. В случае необходимости
можно заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды.
Это позволяет максимально настраивать любой имеющийся ресурс под конкретный
урок в конкретном классе. Использование мультимедийных ресурсов целесообразно
на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма дает
возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что
в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача
учебного материала в виде презентации или видеоурока сокращает время обучения,
высвобождает ресурсы здоровья детей.
Уроки с использованием
презентаций или видеоуроов решают следующие дидактические задачи:
·
усвоение базовые знания по предмету,
·
систематизация усвоенных знаний,
·
формирование навыка самоконтроля,
·
формирование мотивации к учению в целом и к информатике в
частности,
·
оказание учебно-методической помощь учащимся в самостоятельной
работе над учебным материалом.
При использовании мультимедийных
ресурсов в обучении необходимо соблюдать ряд условий:
·
ресурс должен соответствовать возрасту учащихся;
·
необходимо четко выделять главное, существенное при показе
иллюстраций;
·
детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации
явлений;
·
демонстрируемый ресурс должен
быть точно согласован с содержанием материала.
С помощью мультимедийных обучающих ресурсов - видеоуроков и
презентаций - повышается общая успеваемость учеников в школе, материал
усваивается в несколько раз быстрее. Кроме того, цифровые образовательные
ресурсы могут быть использованы для самоподготовки школьников.
Мультимедийные диски являются важным компонентом преподавания информатики. В настоящее время
преподавание информатики невозможно себе представить без использования
различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг,
мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем
для автоматизированного тестирования.
Все электронные учебные диски можно разделить на следующие классы:
o
электронные энциклопедии, справочники, учебники -
подобны бумажным, только в электронном виде, которые содержат только изложение
материала;
o
электронные учебные
курсы-тренажеры, позволяющие не только узнать изучаемый материал, но и закрепить
этот материал, отвечая на определенные вопросы и выполняя тесты или задания;
o
творческие среды, позволяющие ребенку с
самого раннего возраста проявлять и развивать свои уникальные способности при
работе над проектами, желательно, мультимедийными, позволяющие не только
пассивно получать готовый материал, но и выдвигать свои версии и формировать
свои миры.
o
контролирующие системы, которые позволяют
проконтролировать уровень изученного материала;
Мультимедийные учебные
курсы использую не только "от корки до корки", но и как
дополнительный материал на уроках. Диски облегчают подготовку к уроку и
обучение детей. Ведь наглядная демонстрация и объяснение материала
профессиональным диктором - более эффективна. Электронные учебники помогают школьникам изучить современную науку - информатику,
понять устройство и принципы работы компьютеров и, соответственно, повысить
свою информационную грамотность. В наглядной и доступной форме школьники
получают знания об истории появления компьютеров, способах хранения информации,
правилах работы с компьютерами и многом другом.
Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная
на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических
возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под
контролем учителя новых "продуктов". В процессе проектной
деятельности у школьников развиваются следующие способности:
o
коммуникативные;
o
личностные;
o
социальные;
o
литературно-лингвистические;
o
математические;
o
художественные;
o
манипулятивные;
o
технологические.
Учащиеся создают
индивидуальные и групповые проекты по информатике и не только. Проекты ребята
выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное. Какие результаты мы
видим в ходе выполнения проектов:
1. Формируются и
отрабатываются:
o
Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
o
Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
o
Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
o
Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
o
Умение работать в группе, в команде
o
Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширяются и
углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень
информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой
(принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно
основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже
больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность
воплотить свои творческие замыслы.
Метод проектов можно
рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных
ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и
навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала,
его значимости для ребенка.
Любая
образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта
ученика, овладению умениями самообразования. Каждое задание предполагает не
только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для
развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие
задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы над проектом выбираю в
зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для
одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.
Любая
работа, выполненная самостоятельно, в результате которой появляется готовый
продукт, является минипроектом. В
своей работе я использую различные задания для создания минипроектов: эмблемы,
коллажи, таблицы, графы, блок-схемы, гипертексты и т. д..
Интерактивная доска - реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. Работая
с интерактивной доской, всегда находишься в центре внимания, обращен к ученикам
лицом и поддерживаешь постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная
доска еще позволяет сэкономить драгоценное время. Используя такую доску, я могу
сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором
интерактивных и мультимедийных возможностей.
Для
каждого урока я создаю документ с заготовками:
тема урока, познавательная задача, определения, упражнения для выполнения в
классе и домашнее задание. Такие заготовки позволят сократить время подготовки
к уроку, и сделать урок более наглядным и понятным. В нее легко внести
изменения и корректировку для конкретного класса. На доске во время урока
заполняем таблицы, находим ошибки, делаем заметки и многое другое. Это
сокращает время на уроке для записи этих материалов на обычной доске.
Использование
интерактивной доски на уроке положительно влияет на познавательную активность
учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения,
желают выйти к доске и выполнить предложенные задания. Мне легче удерживать
внимание и активность учащихся на уроке.
Перечислю
способы использования интерактивной доски на уроке информатики:
o объяснение принципов
работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно на доске;
o проверка выполнения
учащимися домашних заданий (если они были заданы для выполнения на домашнем
компьютере);
o защита проектов учащимися;
o создание различных
образов, путем "собирания” их средствами доски;
o проведение самостоятельных
письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их
самопроверка учащимися;
o выполнение заданий на
установку соответствий терминов, понятий и многое другое.
Использование интерактивных средств обучения на уроках информатики
в школе дает возможность:
o повысить у учащихся мотивацию
к предмету;
o подготовить к
самостоятельному усвоению материала курса и
других общеобразовательных дисциплин;
o овладеть конкретными
знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
o интеллектуально развивать
учащихся;
o расширить виды совместной
работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;
o повысить многообразие
видов и форм организации деятельности и контроля за деятельностью учащихся
Главным признаком успешного формирования у школьников
информационных компетенций, служит тот факт, что приобретенные навыки учащиеся
применяют во внеклассной, общешкольной деятельности.