Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в
начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так.
Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития
у младшего школьника целого комплекса умений
и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим
людям.
Поиск информации представляет собой
процесс выявления в некотором множестве документов всех тех, которые
посвящены указанной теме (предмету), удовлетворяют заранее определенному
условию поиска или содержат необходимые (соответствующие информационной
потребности) факты , сведения.
Процесс поиска включает последовательность
операций, направленных на сбор, обработку и предоставление необходимой
информации заинтересованным лицам. Виды поиска:
·
Полнотекстовый поиск — поиск по всему содержимому документа.
·
Поиск по метаданным — это поиск по неким
атрибутам документа, поддерживаемым системой — название документа, дата
создания, размер, автор и т. д.
·
Поиск изображений — поиск по содержанию изображения
В общем случае поиск информации состоит из четырех этапов:
·
определение (уточнение) информационной потребности и формулировка
информационного запроса;
·
определение совокупности возможных держателей информационных массивов
(источников);
·
извлечение информации из выявленных информационных массивов;
·
ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска.
Алгоритм
1. Формирование потребности в поиске информации.
Приемы:
1. Постановка перед
учащимися задачи, решение которой требует поиска дополнительной информации.
2. Опережающее задание учащимся на поиск информации по теме в других источниках.
3. Задание подготовить
исторический рассказ по теме, и т. д.
4. Проектная деятельность
учащихся.
5. Вовлечение детей в
интеллектуально-познавательные игры-конкурсы.
2. Создание условий для накопления детьми опыта поиска информации.
Приемы:
1.
Нахождение текста в оглавлении;
2.
Работа с текстом учебника по поиску слов, определений и т. д.
3.
Поиск информации на компакт-дисках.
4. Работа с компьютерным текстом,
включающая компьютерный поиск ключевых слов в текстах.
5.
Поиск информации в
компьютерных энциклопедиях и словарях.
6.
Подготовка
сообщений с использованием информации, размещенной в Интернет, и т. д..
Логика развития младших школьников определяется
процессом обучения на различных этапах достижения ими уровней образованности,
и, в конечном счете, формирование навыка
поиска информации предусматривает развитие у учащегося:
- отношения к информации;
- личной потребности в усвоении
основ поиска информации;
- умения самостоятельно
осуществлять поиск информации;
- устранять информационный
дефицит;
- способности взаимодействовать с
информационной средой, прокладывая путь
от неизвестного к известному, способности использовать поисковые системы, способности к восприятию и оценке информации,
умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника, стремления к
библиографическому общению.
Бугаева
О.А.
Литература
А. Горячев
Формирование информационной грамотности в
Образовательной программе "Школа 2100" Источник: http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files45/files46/docs/goryachev.htm
Википедия
Информационнный поиск
Источник:http://ru.wikipedia.org
|