Суббота, 27.04.2024, 04:19
Сайт - портфолио
Бугаевой Ольги Алексеевны
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Последние новости
[23.09.2022]
23 сентября в Воробьевской СОШ прошла благотворительная акция "Белый цветок"! (0)
[08.12.2021]
XXI Международная научно-практическая конференция «Цифровое образование: в поисках смысла» (0)
[29.11.2021]
Мастер-класс (0)
[12.03.2021]
ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ (0)
[20.02.2019]
Ура! Победа! (0)
Мои Мастер-классы
  • Он-лайн мастер класс 3D моделирование в среде SketchUp как средство развития функциональной грамотности обучающихся
  • Интерактивный плакат-это просто
  • Создаем стендовый доклад
  • Тренинг "Интерактивный плакат в "Power Point"
  • Дальтон технология
  • Технология модерации
  • Электронные учебник и дневник в перевернутом классе
  • Категории раздела
    Мои статьи [10]
    информатика [0]
    Математика [0]
    Воспитательная работа [4]
    Методика [0]
    Новые публикации
    [26.01.2022][Мои статьи]
    MINDMAPS КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ГЕНЕРИРОВАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ ИДЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (0)
    [30.11.2021][Мои статьи]
    Актуальность использования трейлеров в обучении информатике (0)
    [30.11.2021][Мои статьи]
    Использование ONENOTE CLASS NOTE BOOK или «Книги для занятий» в проектном обучении школьников (0)
    [04.03.2016][Мои статьи]
    РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЛАКАТОВ В ПОВЫШЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. (0)
    [10.05.2013][Мои статьи]
    Сетевое взаимодействие педагога – одна из ступней модернизации образования. (1)
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики

    Компетентность - это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом (В. Краевский и А. Хуторской).

    Компетенция – возможность установления связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания для решения проблемы (С. Шишов, В. Кальней).

    Руководствуясь теорией доктора педагогических наук Хуторского А.В. о ключевых компетенциях, формируемых в школе, выделю следующие: учебно-познавательные, информационно-коммуникационные, коммуникативные, социальные. Информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

    ИКК можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

    ИКК можно определить как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

    Формирование ИКК в школе проходит три уровня развития:

    - пропедевтический уровень (понимание, владение основными понятиями);

    - базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу);

    - профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение).

    Информатика как наука и как учебный предмет играет важную  роль в процессе формирования ИКК, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

    Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

    во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;

    во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом:

    o   каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам;

    o   ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей);

    в-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;

    в-четвёртых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода.

    Эти  особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках для формирования ИКК. Рассмотрим некоторые из них.

    Мультимедийные ресурсы прочно вошли в школьную жизнь. Презентация  и видеоурок могут иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать мультимедийные ресурсы при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования. Презентация и видеоурок позволяют отказаться от многих видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление ресурсом сводится к простому нажатию на клавишу мыши. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания организуется обсуждение поставленного вопроса и подводятся его итоги. В случае необходимости можно заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Это позволяет максимально настраивать любой имеющийся ресурс под конкретный урок в конкретном классе. Использование мультимедийных ресурсов целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма дает возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации или видеоурока сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

    Уроки с использованием презентаций или видеоуроов решают следующие дидактические задачи: 

    ·         усвоение базовые знания по предмету,

    ·         систематизация усвоенных знаний,

    ·         формирование навыка самоконтроля,

    ·         формирование мотивации к учению в целом и к информатике в частности,

    ·         оказание учебно-методической помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

    При использовании мультимедийных ресурсов в обучении необходимо соблюдать ряд условий: 

    ·         ресурс должен соответствовать возрасту учащихся;

    ·         необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

    ·         детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

    ·         демонстрируемый ресурс  должен быть точно согласован с содержанием материала.

    С помощью мультимедийных обучающих ресурсов - видеоуроков и презентаций - повышается общая успеваемость учеников в школе, материал усваивается в несколько раз быстрее. Кроме того, цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы для самоподготовки школьников.

     Мультимедийные диски являются  важным компонентом преподавания информатики. В настоящее время преподавание информатики невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования.

     Все электронные учебные диски можно разделить на следующие классы:

    o   электронные энциклопедии, справочники, учебники - подобны бумажным, только в электронном виде, которые содержат только изложение материала;

    o   электронные учебные курсы-тренажеры, позволяющие не только узнать изучаемый материал, но и закрепить этот материал, отвечая на определенные вопросы и выполняя тесты или задания;

    o   творческие среды, позволяющие ребенку с самого раннего возраста проявлять и развивать свои уникальные способности при работе над проектами, желательно, мультимедийными, позволяющие не только пассивно получать готовый материал, но и выдвигать свои версии и формировать свои миры.

    o   контролирующие системы, которые позволяют проконтролировать уровень изученного материала;

    Мультимедийные учебные курсы использую не только "от корки до корки", но и как дополнительный материал на уроках. Диски облегчают подготовку к уроку и обучение детей. Ведь наглядная демонстрация и объяснение материала профессиональным диктором - более эффективна. Электронные учебники помогают школьникам  изучить современную науку - информатику, понять устройство и принципы работы компьютеров и, соответственно, повысить свою информационную грамотность. В наглядной и доступной форме школьники получают знания об истории появления компьютеров, способах хранения информации, правилах работы с компьютерами и многом другом.

    Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".  В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:


    o   коммуникативные;

    o   личностные;

    o   социальные;

    o   литературно-лингвистические;

    o   математические;

    o   художественные;

    o   манипулятивные;

    o   технологические.


    Учащиеся создают индивидуальные и групповые проекты по информатике и не только. Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное. Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов:

    1.     Формируются и отрабатываются:

    o   Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации

    o   Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

    o   Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде

    o   Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи

    o   Умение работать в группе, в команде

    o   Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

    2.  Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

    3.  Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

    4.  Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

    5.  Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

    Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.

    Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования. Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы над проектом выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.

    Любая работа, выполненная самостоятельно, в результате которой появляется готовый продукт, является минипроектом. В своей работе я использую различные задания для создания минипроектов: эмблемы, коллажи, таблицы, графы, блок-схемы, гипертексты и т. д..

    Интерактивная доска - реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. Работая с интерактивной доской, всегда находишься в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживаешь постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время. Используя такую доску, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

    Для каждого урока  я создаю документ с заготовками: тема урока, познавательная задача,  определения, упражнения для выполнения в классе и домашнее задание. Такие заготовки позволят сократить время подготовки к уроку, и сделать урок более наглядным и понятным. В нее легко внести изменения и корректировку для конкретного класса. На доске во время урока заполняем таблицы, находим ошибки, делаем заметки и многое другое. Это сокращает время на уроке для записи этих материалов на обычной доске.

    Использование интерактивной доски на уроке положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения, желают выйти к доске и выполнить предложенные задания. Мне легче удерживать внимание и активность учащихся на уроке.

    Перечислю способы использования интерактивной доски на уроке информатики:

    o    объяснение принципов работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно на доске;

    o    проверка выполнения учащимися домашних заданий (если они были заданы для выполнения на домашнем компьютере);

    o    защита проектов учащимися;

    o    создание различных образов, путем "собирания” их средствами доски;

    o    проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;

    o    выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое.

     Использование интерактивных средств обучения на уроках информатики в школе дает возможность:

    o    повысить у учащихся мотивацию к предмету;

    o    подготовить к самостоятельному усвоению материала курса и  других общеобразовательных дисциплин;

    o    овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

    o    интеллектуально развивать учащихся;

    o    расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;

    o    повысить многообразие видов и форм организации деятельности и контроля за деятельностью учащихся

     Главным признаком успешного формирования у школьников информационных компетенций, служит тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. 

    Категория: Мои статьи | Добавил: Ольга (01.03.2011)
    Просмотров: 11907 | Комментарии: 10 | Теги: компетентности, компетенция, УУД | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 4
    4 sworaesof  
    0
    Мне недавно требовалась юридическая консультация и я пытался найти юридический центр в Московской области! Через какое-то время наткнулся на http://www.consalt-centr.ru/resh_zhil_problem.html - Решение жилищных вопросов
    . Почитал их личный сайт и оформил услугу. После чего юридическая помощь дала о себе знать и я наконец таки решил свои личностные проблемы. Теперь всем советую лучший юридический центр Консалт.

    3 Orerliathelia  
    0
    Мой менеджер дал мне ссылку: http://srub-dizain.ru/proizvodstvo - половая доска Киржач
    и я стал более добрым! Мне как раз хотелось купить профилированный брус в Киржаче. В общем посетил я тот сайт и воспользовался их услугами! Там реально всё смешно сделано и профилированный брус от производителя тяжело купить. Всему этому делу сопутствовала продуманная навигация ресурса, которую не мог не заметить.Очень хорошо конечно то, что это первые руки – но но свой сайт могли бы и лучше забабахать.

    2 Chulalueshiva  
    0
    Пункт dozhili mы 2013 Года ! Пункт с яshe narыl страницы http://rentrealtycrimea.com/dlitelno/page/1/ - сдам недвижимость Симферополь
    и обрадовался. Теперь вот с Вами не поздоровался даже исходя из этого! В общем сдам апартаменты в Крыму
    ,я зачитал и осознал, что жизнь уматовая штука – раз присутствуют такие мастерские. Поэтому каждому советую ссылку http://rentrealtycrimea.com с Крымской недвижимостью.

    1 SworgoImmew  
    0
    [color=color_url - Добрый день дорогие друзя. Нашел наш хороший сайт http://bugaevaoa.ucoz.ru и подумал что здесь мне обяснят.
    Попрошу всех желающих присоедениться.
    Нашол эту тему этот надеюсь правлильную, если не ту прошу Модераторов перенести ее в раздел которую посчитаете нужной.
    Я сильно смотреть кино. У кого быстрый инет могут себе позволить http://kinozal.in - скачать новые фильмы 2012[color=color_url - .
    Или просто смотреть онлайн.
    Ка на меня я болше люблю с женой смотреть http://kinozal.in/erotika - erotik filim[color=color_url - . Вообщем кому что лучще. Но проблемма в том что у меня слабый интернет.

    Так вот пожалуйста помогите мне найти саты где можно смотреть фильмы или скачать даже с слабым интернетом.
    Ссылки пожалуйста присылайте в личное сообщения, на почту unsomimmusemm@gmail.com или icq 9448995

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Внеурочные курсы
  • ЕГЭ математика
  • Мир 3D: SketchUp
  • Компас 3D
  • ОГЭ математика
  • Робототехника
  • ОГЭ информатика
  • Друзья сайта
  • Сайт Воробьевской СОШ
  • Сайт Воробьевского РОНО
  • Бугаева Ольга
  • ЭОР
  • ВОИПКиПРО
  • Республика Феникс
  • ПРОшколу
  • Бугаева Ольга Алексеевна
  • Осенние каникулы с INTEL
  • Курс 3D моделирования
  • Пресса для учителя
  • Информатика в школе
  • Учительская газета
  • Журнал Информатика
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 33
    Конструктор сайтов - uCoz